?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   



В 2014 году вся Россия праздновала 700-летие со дня рождения русского святого Сергия Радонежского (1314 - 1392). А сегодня в Севастополе была заложена часовня Сергия Радонежского, как дар москвичей жителям нашего города.
Нам всем необходимо помнить, какую роль в российской истории сыграл этот величайший из русских святых.

После смерти святого Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерской Лавры, и особенно в период феодальной раздробленности, когда Древняя Русь распалась на множество недружелюбных княжеств, православные традиции на Руси оказались под угрозой. В самой Византийской империи также наступили суровые времена, связанные с ожесточенной борьбой с католическими крестоносцами. Православный мир оказался на грани раскола…
Трудно найти более яркий по накалу страстей, по напряженности духовной и политической жизни период русской истории, чем XIV век. Именно в это время решалась судьба древнерусских княжеств, которые выбирали свой дальнейший путь. Южные и западные территории Древней Руси - от Волыни и Галича до Киева и Чернигова - вошли в состав Великого Русско-Литовского княжества (а впоследствии в состав Речи Посполитой). Северные и восточные земли - от Владимира и Ростова до Новгорода и Пскова -  также стремились к созданию нового православного государства. Все новые государства претендовали быть преемниками угасающей Византийской империи, что неизбежно порождало основу политической конфронтации.
Среди «великих зодчих» и «собирателей Земли Русской» особое место принадлежит игумену подмосковного Троицкого монастыря – Сергию Радонежскому. Жизненный путь «великого» старца, на первый взгляд, выглядит парадоксально: «Он бежал от общества людей – а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей» (Н. С. Борисов).
Удивительно, как удалось святому Сергию соединить в своей жизни религиозно-мистическую и политическую деятельность, стать авторитетом для самых разных слоев древнерусского общества. По выражению философа Г. Н. Федотова, «от мистики до политики огромный шаг, но заслуга Сергия в том, что он сделал его».
В XIV веке в обстановке, когда всеобщее падение нравов коснулось и церкви, для того, чтобы спасти её от внутреннего разложения, необходима была реформа монашеской жизни. Начало реформы монашества, фактически, было положено Сергием Радонежским. Прежде чем он основал Троицкий монастырь и стал в нем игуменом в 1344 года, Сергий прожил несколько лет в полном одиночестве в лесной глуши. Это годы беспримерного нравственного подвига, когда ночью доводилось бороться со страхом, вызванным различными видениями, а днем вести борьбу с усталостью и тоской.
В Троицком монастыре, основанном святым Сергием, началось возрождение киновии –  монашеского общежития, которое было заложено в Киевской Руси Феодосием Печерским, но забыто после его смерти. Реформа монашеского быта началась на Руси с благословения византийского патриарха Филофея, о чем патриарха просил русский митрополит Алексий. Монастырская реформа на Руси была одним из мероприятий в глобальном замысле Филофея по созданию государства, которое бы объединило всех православных от Византии до Руси и Литвы.
Фактически Троице-Сергиев монастырь (в последствии  Троице-Сергиева Лавра) стал центром распространения идей «собирания Земли Русской». Неслучаен также выбор его названия и строительство на его территории церкви посвященной Святой Троице.
В православном учении Святая Троица – символ единства. Подобно тому, как едины три ипостаси Божества, Бог - Отец, Бог - Сын и Бог – Святой Дух, так и человеку, сотворенному по образу и подобию Святой Троицы, необходимо было достичь единства тела, души и духа. Единство мыслилось также в более глобальном смысле - как единение всего «тварного» мира на основах христианской любви и единомыслия.
Идея единства православного мира была важна в XIV веке во времена «литовщины», постоянных войн между Москвой и Литвой, в обстановке постоянной монголо-татарской угрозы. В наиболее драматические моменты истории Северо-Восточной Руси Сергий помогал князьям услышать друг друга, убеждал прекратить кровопролитные усобицы. По словам современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые огрубелые и ожесточенные сердца, уговаривая подчиниться всех князей московскому князю Дмитрию (Донскому). А в 1380 году слово святого Сергия помогло русскому войску одержать победу на Куликовом поле.
«Собирание Земли Русской» происходило вокруг Московского царства, которое возвысилось во многом благодаря деятельности митрополита Алексия и святого Сергия. И с самого начала в основе русской политической доктрины была заложена идея единства человечества. «Преодоление ненавистного разделения мира, преображение вселенной во храм, в котором вся тварь объединяется так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Святой Троицы», - так определил цель жизненного пути Сергия русский философ Е. Н. Трубецкой. Зримым воплощением культа Святой Троицы явилась икона «Троицы» Андрея Рублева, созданная «в похвалу» святому.
Уже для своих современников Сергий Радонежский стал «светильником» - человеком, который избегая судить и поучать, учил собою, всем своим образом жизни, проповедуя святость христианских ценностей. Он как бы задавал самый высокий нравственный тон, «тянул» все общество вверх в тяжелые времена алчности, жестокости и вероломства.
И сегодня, когда идет война внутри православного мира, когда ожесточились сердца многих людей, нам необходимо вспомнить заветы преподобного – любить людей и стремиться к единению, забывая о том, что разобщает, находя то, что всех нас объединяет.