?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

                                                                                       

Вся история существования современного человечества отмечена огромным многообразием, что отражается в уникальности каждой личности, каждой культуры, каждой цивилизации. И мы прекрасно понимаем, что именно эта уникальность создает тот неповторимый облик человеческой истории, который нас восхищает. Мы можем в равной степени восхищаться японской поэзией и поэзией западноевропейских романтиков, средневековой иконой и живописью импрессионистов, техническими достижениями эпохи античности и современными  нанотехнологиями.
В философии и религии, науке и технике, произведениях искусства разных народов отражается то общее, что объединяет человечество – поиск смысла жизни, выбор между добром и злом, стремление победить страдание и достичь счастья. Но каждая культура предлагает свой индивидуальный ответ на эти вопросы.
Современная философия подчеркивает необходимость гармонии общего и индивидуального как в жизни отдельной личности, так и в жизни целого общества, его политике, экономике, культуре в целом. Унификация уничтожает творчество, поощряет развитие массовой культуры, при которой процветает все стандартное и типовое.
Разные исследователи говорили о существовании нескольких цивилизаций или «культурных суперсистем» (термин П. Сорокина). Например, А. Тойнби насчитал 23 древние и современные цивилизации. Сейчас чаше всего выделяют восточнохристианскую (православную), западнохристианскую (католическую и протестантскую), латиноамериканскую, африканскую, конфуцианскую, японскую, индуистскую цивилизации. Все они характеризуются весьма разнообразными культурными установками в сфере религиозной, политической, экономической жизни.
Даже если сократить этот длинный список, речь должна идти, как минимум, о двух глобальных цивилизациях, которые всегда были, есть и будут на Земле. Это Восток и Запад. Конечно, западная и восточная цивилизации необычайно многообразны. Внутри них сосуществуют и часто противостоят друг другу христианский, мусульманский, иудейский, индо-буддийский, китайско-конфуцианский, японский миры.
Современной наукой убедительно доказано, что Вселенная на всех своих уровнях двойственна, то есть существует по законам биполярности. Это корпускулярно-волновая природа элементарных частиц, которые способны вести себя как волна и как частица, мужское и женское, асимметрия правого и левого, восток и запад. Игнорирование одного из полюсов неизбежно приводит к дисгармонии, ущербному развитию Вселенной и человека как целостных систем.
Все эти общие философские размышления оказываются более чем актуальными на современном этапе существования человечества, которое оказалось в ситуации выбора между двумя основными стратегиями развитиями внешней политики. С одной стороны, ему предлагается мир однополярный, с одним четко выраженным центром силы и власти, стремящийся к унификации культуры. С другой стороны – мир многополярный, который создает условия для полноценного развития всего разнообразия культурных миров, основываясь на уважении права «быть другим».
На протяжении тысячелетий история большей частью представляла собой историю конкурирующих и взаимодействующих друг с другом империй. Многие авторы говорят, что все изменения в международной политике в течение тысячелетий были связаны с, так называемыми, имперскими циклами. Мировая политика рассматривалась как непрерывная череда восхождения и упадка могущественных империй, каждая из которых в свою очередь объединяла и структурировала собственную международную систему. Всякая цивилизация, ставшая мировой, или мировая держава, первоначально возникала в определенном центре, для которого вся остальная ойкумена, населенная варварами, служила объектом экспансии и арены расширения жизненного пространства. Чтобы убедиться в обоснованности данного тезиса, достаточно обратиться к опыту китайцев, персов, арабов, монголов, оттоманцев, русских, американцев и других народов, создавших великие империи путем территориальной экспансии.
Однако тенденция к однополярности была заложена в последние пять столетий, когда инициатива экспансии перешла к европейцам, а затем Западу в целом. Хронологически формирование евроцентристской капиталистической цивилизации совпало с началом эпохи Великих географических открытий. В XVII-XIX веках большое значение приобрела борьба за заморские колонии и овладение морскими коммуникациями. Евроцентристская, и в более широком смысле западноцентристская система стала охватывать отдаленные регионы и континенты - Америку, Дальний Восток, Африку.
Именно Запад разрабатывал, осуществлял и диктовал магистральные направления мирового развития, вовлекая в свою орбиту постепенно все новые регионы, страны и народы. Крупные достижения в навигационном деле, географии и астрономии, а также в судостроении и создание огнестрельного оружия коренным образом изменили технологический баланс сил между европейскими и неевропейскими нациями. В итоге во второй половине XIX века главные нации Европы, к которым позже присоединились США и Япония, разделили между собой практически все восточное полушарие. Были созданы величайшие в истории империи, самой крупной из которых стала Британская, раскинувшаяся на громадных пространствах от Гонконга на Востоке до Канады на Западе. Две главные мировые державы второй половины XX века - Россия и США - также были имперскими державами.
Классическая геополитика, возникшая в конце XIX века, при всех расхождениях между ее немецкими, британскими и американскими адептами, была разработана в рамках евроцентристской парадигмы. Для нее также характерно рассмотрение международных отношений с точки зрения  биполярной геополитики. Вплоть до распада СССР в 1991 году существовало противостояние двух блоков или двух супердержав.
Существенно отличается позиция американских геополитиков, которая явно или неявно стремится к обоснованию лидирующей роли США в послевоенном мире. Предполагалось, что США, будучи океанической державой с мощными военно-морским флотом и авиацией, в состоянии установить контроль над прибрежными зонами евразийского континента и, заблокировав евразийский хартленд, контролировать весь мир.
Наметившаяся тенденция в сторону к однополярному миру способна нанести непоправимый ущерб всему мировому сообществу. На уровне культуры она несет унификацию и стандартизацию мышления, способствующие процветанию массовой культуры. На уровне политики происходит постепенная утрата национального суверенитета и подчинение единому мировому центру политической силы.
Перспектива развития многополярного мира предполагает, что государство будет способным гармонично сочетать национальное (индивидуальное) и интернациональное (всеобщее) начала. С одной стороны, уважение своей национальной культуры, с другой стороны – освоение общемировой сокровищницы научно-технических, экономических, интеллектуальных и других достижений. Прекрасный образец такого умелого сочетания продемонстрировала современная Япония, которая путем синтеза национального и интернационального достигла «японского чуда». Его особенностью является уникальный культурный плюрализм. Японцы сумели избежать крайности национализма. Показательно, что они выполняют обряды, связанные с рождением ребенка или бракосочетанием, по синтоистскому ритуалу, хоронят покойников согласно буддийским обрядам, в их повседневной жизни преобладает конфуцианская мораль, в то время как во многих японских семьях пустила корни христианская этика. Здесь нередки семьи, в которых есть одновременно синтоистский, буддийский и даосский алтари.
Уважение к своей национальной культуре не должно исключать уважение к  другим культурам. Многополярный мир способствует сохранению и развитию национальной индивидуальности наряду с лучшими достижениями мировой цивилизации. Только так закладываются основы для сохранения национального суверенитета.
В своем выступлении на пленарной сессии дискуссионного клуба «Валдай» В. В. Путин подчеркнул, что национальный суверенитет является важнейшей основой для процветания государства и сохранения мирового порядка. Только в многополярном мире можно преодолеть такую серьезную мировую угрозу как межнациональные и этнические конфликты.