?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

                                           

История как наука основана на сборе фактов о жизни человеческого общества и его отдельных представителей. Но, к сожалению, очень часто факты могут интерпретироваться в угоду сложившейся политической конъюнктуре. Именно поэтому все гуманитарные науки, а история в первую очередь, легко балансируют между субъективностью и объективностью, когда бывает очень сложно отделить истину от вымысла или заведомой лжи, дезинформации. 
Человеческое сознание устроено так, что в результате длительного и планомерного внушения начинает воспринимать те или иные идеи. И в итоге любая субъективная истина начинает претендовать на истину в последней инстанции.
В течение всей эпохи существования «независимой Украины» (1991 – 2014 гг.)  сознание граждан подвергалось очень кропотливой «обработке». Фактически была написана новая история Украины. Ее цель – создание мифа о «единой» и «соборной» Украине.
Этот миф основан на нескольких постулатах:

1.                Славяне-арийцы  являются коренным (автохтонным) населением территории современной Украины. История украинского этноса имеет древнюю историю.
Заселение территорий современной Украины началось задолго до нашей эры. После того, как постепенно уходили воды ледника и потопа, здесь начали формироваться прекрасные плодородные черноземы и водные артерии, а на западе и юге сформировались горные массивы. Территории Украины во все времена были «лакомым» кусочком. Уже в 4-3 тыс. до н.э. здесь формируются древнейшие земледельческие буго-днестровская и трипольская культуры. Однако нет никаких оснований утверждать, что они являются предшественниками древнеарийской языковой общности.
Славяне, как одна из ветвей древних ариев, не были коренным населением Украины. Историки считают, что они появились в Восточной Европе не ранее 2 тыс. до н.э., и называют возможные места расселения славян: бассейн Западной Двины (Латвия), Повисленье (Польша). Но в 1 тыс. до н.э. (времена зарубинецкой культуры) славяне постепенно продвигаются от верховьев Вислы на юг и на север. Только в эпоху «великого переселения» народов (3 - 5 вв. н.э.) произошел раскол славян на три ветви: западные  (венеды), южные (склавины) и восточные (анты) славяне.
Помимо славян на землях современной Украины побывали многие другие народы. В VІІ веке до н.э. на роскошные степи Северного Причерноморья устремились переселенцы из Ирана (скифы и сарматы, 7 в. до н.э.). Сюда же с V века до н. э. направилась одна из волн греческой колонизации, в результате чего возникли античные древнегреческие города-государства: Херсонес, Ольвия, Пантикапей, Феодосия и др. И пришлые кочевники, и греческие переселенцы решали свои геополитические задачи – искали плодородные земли и пастбища. А во времена «великого переселения народов» количество новых народов исчислялось десятками: аланы, готы, гунны, авары, хазары, печенеги, угры и др.
Именно из всего этого пестрого этнического состава формировались будущие народы современной Украины. Восточные славяне-анты заселяли новые земли в несколько этапов, сливаясь с другими народами и создавая удивительный этно-культурный сплав, который нет никаких оснований называть «украинским».

2.                Киевская Русь является украинским государством, во времена которой возникли понятия «Украина» и «украинец».
В VІХ вв. восточные славяне предпринимали несколько попыток создания славянской государственности. Самая успешная из них увенчалась созданием в ІХ – ХІІ вв. Древнерусского государства (Древней Руси), которое в первой половине ХІХ века начали называть «Киевской Русью». Территории его превышали границы современной Украины. В период своего наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве простиралось от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Древняя Русь представляла собой конфедерацию нескольких славянских княжеств. В условиях раннефеодального натурального хозяйства, когда каждое княжество стремилось обеспечить себя всем необходимым, такие неустойчивые государственные объединения были совершенно естественными. Даже введение православного христианства (988 г.) не могло предотвратить неизбежного распада Киевской Руси. Эпоха сильных централизованных государств наступит гораздо позднее, когда произойдет переход к капиталистическим отношениям.
Именно поэтому в ХІІ веке Древняя Русь достаточно легко распалась на полтора десятка отдельных княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Киевское княжество оказалось в коллективном владении русских князей. Самыми сильными княжествами накануне монголо-татарского нашествия считались Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская боярская республика и Галицко-Волынское княжество. Таким образом, древнерусское государство стало общим истоком для дальнейшего формирования трех восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского (что отражается в трех цветах современного российского флага).
Огромные территории современной Украины очень долгое время оставались незаселенным или слабозаселенными. Причерноморские и приазовские степи между Днестром на западе и средней Волгой на востоке, от Куликова поля на севере и до Черного и Азовского морей на юге назывались Диким Полем. Хотя эти территории были пригодны для развития земледелия, но обилие кочевых воинственных народов (скифов, хазар, печенегов, половцев, татар) затрудняло их освоение.
В границах Дикого Поля сейчас располагаются Херсонская, Николаевская, Одесская, Луганская, Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Сумская, Харьковская области Украины, Приднестровская Молдавская Республика, а также девять областей современной России. Их активное освоение началось не ранее ХVІІ – ХVІІІ вв.
Относительно таких понятий как «Украина» и «украинец» следует отметить, что их использование в этническом смысле для обозначения целого славянского этноса произошло только в ХIХ веке. До этого жители русских территорий называли себя «народом русским» (по выражению Б. Хмельницкого), «малороссами», «козаками».
Впервые в уставе Кирилло-Мефодиевского братства (1846 г.) «украинцы» или «южно-руссы» были противопоставлены великорусам и белорусам. Но широкого распространения в кругах украинской интеллигенции этот термин в ХIХ веке не получил. Например, Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко называли своих сородичей «малоруссами», «южными русичами», «польскими русичами», «русинами». Даже созданная во Львове, на территории Австро-Венгерской империи, первая политическая организация носила название «Головної Руської Ради» (1848 г.).
Важно подчеркнуть, что выдающиеся политические деятели ХIХ века не требовали отделения Украины от России. Например, в трудах П. Пестеля (главы «Южного общества» декабристов), членов Кирилло-Мефодиевского братства,  а также у М. Драгоманова (создателя украинского социализма) речь в целом идет о политических и экономических реформах в Российской империи, создании федерации или конфедерации славянских народов.
Активное использование понятий «Украина» и «украинцы» начинается только в конце XIX – начале ХХ вв., когда возникают такие политические партии как «Всеукраїнська загальна організація» (1897) и «Революційна українська партія» (1900) во главе с Н. Поршем, В. Винниченко, С. Петлюрой. Именно РУП, в отличие от созданной в России РСДРП, стояла на позициях национализма и марксизма, и в своей программе обосновывала историческое право Украины на самостоятельное государственное существование.

3.                Украина представлена единой культурой. Игнорирование культурных различий между ее отдельными регионами.
Территории современной Украины наиболее всего пострадали после монголо-татарского нашествия, что привело к их поглощению сначала Великим Русско-литовским княжеством (ХІV в.), а с 1569 года Речью Посполитой.
Большинство территорий возникшего Великого Русско-Литовского княжества составляли земли бывшей Киевской Руси, население преобладало русское, а государственным языком считался древнерусский. Литовцы оказались в ситуации религиозного выбора между католическим Западом и православным Востоком, противостояние между которыми возникло после раскола христианской церкви (1054). Однако  вопрос религиозного самоопределения оставался открытым вплоть до XVI века. Культурная толерантность Русско-Литовского княжества давала возможность развиваться православной культуре вошедших в него земель. Однако уже в XIV веке произошло разделение единой православной церкви на киеворусскую и московскую, что заложило основы современного противостояния православных церквей московского и киевского патриархатов.
Ситуация резко изменилась после вхождения русских территорий в состав Речи Посполитой. Поляки с самого начала взяли курс на «окатоличивание» и «ополячивание» русичей, что собственно и явилось основной причиной национально-освободительной войны Богдана Хмельницкого (1648-1654 гг.). сильнейшим ударом по православию явилось создание униатской (греко-католической) церкви (1596 г.).
Политика Речи Посполитой являлась частью общей политики Ватикана в XVI веке. В результате западноевропейской Реформации сформировалось третье направление христианства – протестантство, а, следовательно, из-под сферы влияния католической церкви вышла значительная часть Западной Европы. Именно поэтому Ватикан обратил пристальное внимание на Восточную Европу, в том числе и на Украину, и стал рассматривать ее в контексте своей геополитики как территорию для потенциального завоевания.
В условиях обострившейся конфронтации православного и католического миров перед малороссами встала задача защиты своей национальной культуры. Сначала ее развернула интеллигенция (князь Константин Острожский, митрополит Петро Могила), потом поддержало казачество, продемонстрировав возможность единения разума и силы. Но, как показала история, защитить свою независимость своими собственными силами малороссы не смогли. Богдан Хмельницкий начинает поиск сильного покровителя. Как известно,  он рассматривал несколько вариантов – Московское царство, Швецию, Турцию, и даже Молдавию. Под давлением казацкой старшиной предпочтение было отдано Московии, и решающую роль в этом выборе, конечно, сыграл фактор религиозной общности.
Московский царь и бояре долго размышляли, перед тем как был подписан Переяславский договор. Они прекрасно понимали, что предстоит война с Речью Посполитой из-за отошедших территорий. Война длилась вплоть до подписания Вечного мира в 1686 г., в результате которого произошло разделение Украины на Правобережную и Левобережную. После продолжительной войны, которая вошла в историю как «Руина», Московия взяла под покровительство полуразрушенное Левобережье. После трех разделов Польши в XVIII веке к Российской империи отошла Правобережная Украина, однако Галичина, Буковина и Закарпатье оказались в составе католической Австро-Венгерской империи (до 1939 г.). В XVIII веке также началось освоение Российской империей Дикого Поля и Крыма.
Как видим, на протяжении многовековой истории на территории, которую принято сейчас называть Украиной, формировались очень сложные межкультурные связи и отношения. С каждым веком происходило углубление принципиальных культурных различий между отдельными регионами, что и породило крайне напряженную современную политическую ситуацию.
Сейчас необходимо говорить о следующих культурах, которые пересекаются в Украине: украинская православная и российская православная (юго-восток, центр), католическая и униатская (запад), мусульманская (Крым), протестантская. Все перечисленные культуры возникли в результате многовековой геополитической борьбы за территории Украины между Россией, Польшей, Западной Европой, США, Турцией и др. странами.
Игнорирование, унижение какой-либо из культур неизбежно должно было вызвать мощный резонанс со стороны ее представителей. Именно это мы можем наблюдать в современных драматических событиях, которые происходят на юго-востоке Украины.

4.                Ориентация на западноевропейскую и американскую культуры, противопоставление  их  российской культуре. Создание образа врага в лице России.
Напомним, что Древняя Русь явилась источником формирования трех восточнославянских народов, которые в последствие активно взаимодействовали и помогали друг другу в самые тяжелые времена. Более сильная Московская Русь помогла защитить украинскую православную культуру от католической экспансии, а также заложить мощную экономическую основу для дальнейшего развития Украины.
С целью восстановления Левобережья уже в XVII веке начинается освоение Дикого Поля. Сначала возникает Слобожанщина (Харьков), а в XVIII веке Новороссия, которая заселяется особенно интенсивно после присоединения Крыма (1783 г.). В течение двух десятков лет здесь основываются новые города - Херсон, Севастополь, Симферополь, Николаев, Одесса и др. А в ХIХ веке начинается активное освоение Донецкого региона (Юзовка).
В «великой колонизации Юга» совпали интересы малороссийского общества с интересами российского экспансионизма. Города Новороссии стали центрами активной торговли. Российская империя, наконец-то, получила порты, а значит, приобрела выходы на мировые  рынки. Уже в 1778-1787 гг. урожаи возрастают на 500 %, благодаря чему территории современной Украины превращаются из степного пограничного и аграрного придатка в житницу целого континента. Очередной толчок развитию украинского Юго-Востока дала отмена крепостного права (1861 г.). Уже в начале ХХ века Украина давала 90 % всего экспорта империи. Здесь собирали 43 % мирового урожая ячменя, 20 % пшеницы, 10 % кукурузы. Украина приобрела также статус мощного центра культуры, где в течение ХIХ века были основаны три новых университета, современные научно-исследовательские центры и лаборатории, театры, музеи, литературные и художественные общества и многое другое.
Развитие западноукраинских земель в составе Австро-Венгрии происходило в более сложных условиях. Западные украинцы не могли получить достойного образования, не имели развитой экономики и политических прав. Униатская церковь воспринималась католиками как неполноценная церковь. Одним из результатов такого положения явился процесс активной иммиграции западных украинцев в Америку и Канаду. 
Новый этап развития Украины начался в эпоху СССР. Интересен тот факт, что в годы гражданской войны городское население Новороссии в основном поддерживало белую гвардию, а зажиточное крестьянство – местные повстанческие отряды. Здесь же действовали отряды махновцев. Неслучайно после окончания гражданской войны начинается красный террор, особенно в Одессе и в Крыму. Крым в 1920 году вошел как область в состав РСФСР, а остальные территории Новороссии стали частью УССР (1919 г.). Само название Новороссия вышло из употребления.
Учитывая антисоветские настроения новое правительство УССР проводит активную политику «коренизации», суть которой заключалась в привлечении населения республики на сторону большевиков. Это можно было сделать только путем всесторонней поддержки национальной культуры. Собственно говоря, именно большевики зафиксированы те границы Украины, которые мы привыкли видеть на карте (с включением в 1939 г. в ее состав территорий Западной Украины, а в 1954 г. Крыма), а также узаконили такие понятия как «Украина» и «украинский язык» (1922 г.).
Большой вклад в развитие украинской культуры был сделан большевиками А. Шумским и Н. Скрыпником. Уже к 1927 году  54 % украинцев вошло в состав компартии Украины, 70 % документации было переведено на украинский язык, 70 % городского населения стало грамотным (до революции только 40 %), в 80 % школ и 30 % вузов преподавание велось на украинском языке, 50 % книг издавалось на украинском языке. Происходило также стремительное развитие экономики Украины в рамках советского плана индустриализации.
В 1991 году Украина вышла из состава СССР с мощным экономическим потенциалом, занимая второе место после РСФСР. На плодородных черноземах (25 % мирового чернозема) Украины выращивалась четверть всей сельскохозяйственной продукции СССР. Четыре атомные электростанции, авиа- и машиностроение, винодельческие заводы, развитый ВПК, вузы, НИИ, курорты, запасы полезных ископаемых. Образно говоря, это была «и кузница, и здравница, и житница». Украина обладала прекрасными стартовыми позициями и имела большие надежды на процветание в рамках новой «незалежної держави».
Какой же стала реальность? В результате разрушенных экономических связей, которые складывались столетиями в рамках Российской империи и СССР, из-за высочайшего уровня коррупции и продажности украинской политической элиты, медленно, но уверенно в течение 23 лет «независимости» разворовывалось или приходило постепенно в негодность все то, что создавалось долгие годы.
По мнению доктора экономических наук С. Кораблина, которое он высказал еще в 2010 году, «в начале 90-х лишь немногие говорили о риске сырьевого перепрофилирования Украины. Сегодня это уже не риск и не угроза, а свершившийся факт… В то время как ведущие страны связывают свое будущее с нанотехнологиями, на Украине оно снова зависит от каменноугольных и железорудных пластов Донбасса и Криворожья… Отечественная экономика, похоже, полностью перепрофилировалась к новому статусу сырьевой периферии. При этом ее динамика жестко привязана к движению мировых цен на сталь, химикаты, зерно и подсолнечник».
За годы независимости Украины, как утверждают западноевропейские эксперты, Россия в виде невозвращенных, списанных, беспроцентных кредитов и займов, прямых инвестиций, поставок оборудования проинвестировала Украину на сумму в 250 млрд. долларов! Все это делалось не только потому, что Россия отстаивала свои геополитические интересы, но, прежде всего, из уважения к нашей многовековой общей истории.
Сейчас же в украинских средствах массовой информации активно пропагандируется русофобия, замалчивается, искажается все то, что было создано за годы существования Российской империи и СССР. Вместе с тем, всеми силами превозносятся западноевропейская и американская либерально-демократическая культуры и намеренно замалчиваются факты, свидетельствующие о небескорыстной помощи «мирового либерализма» Украине.
В качестве вывода хотелось бы заметить, что образ «единой Украины» оказался мифом! Его можно было сделать реальностью, но только при условии толерантного, т.е. уважительного отношения к многообразию «ликов» Украины, путем ее федерализации, признания нескольких государственных языков.  В последнее время по этому мифу нанесен сокрушительный удар. Толерантность   исчезает там, где начинается гражданская война.
В течение ХХ века окончательно сформировались два образа, два политических проекта Украины. Если в рамках первого из них пропагандируются идеи интернационализма, федеративного сосуществования славянских народов, ориентация на самостоятельное экономическое развитие, что в целом способствует созданию сильного и независимого государства, то второй проект однозначно провоцирует раскол внутри славянского мира, активно использует идеи фашизма и нацизма, способствует иностранному вмешательству во все сферы жизни государства, делает его зависимым от иностранного капитала.
Геополитическое положение Украины во все времена делало ее «мостом» между Востоком и Западом, и в этом была её сила. Какой видится цель событий, происходящих в современной Украине? Разрушение многовекового единства славянских народов, стравливание их друг с другом, превращение Украины в зону напряженности может способствовать только ослаблению России и Украины. А значит геополитическая игра продолжается...